Нумизматика
О компании

 
Популярные книги:
0

Новости

25.09.2013 Жетон на открытие «Медного всадника»
 

«Медный всадник» - один из самых знаменитых и прекрасных конных монументов не только в России, но и во всем мире. Памятник на самом деле бронзовый, «Медным всадником» величественное изваяние Петра I на вздыбленном коне, попирающем змею, стало с легкой руки А. С. Пушкина, посвятившего ему одноименную поэму.

Торжественное открытие памятника было приурочено к 100-летию восшествия Петра на Российский престол и состоялось 7 августа 1782 года. По окончанию торжеств была устроена раздача памятных серебряных жетонов с изображением профиля Екатерины II на лицевой стороне и «Медным всадником» на оборотной. Один из памятных жетонов вошел в число лотов 45-го коллекционного аукциона «Конрос» и был продан за 10 000 рублей.

  

Автором знаменито памятника Петру стал французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, голова императора была отлита по эскизу его ученицы Мари-Анн Колло. Обратиться к Фальконе Екатерине II рекомендовали Дидро и Вольтер, в переписке с которыми императрице нравилось играть роль просвещенной поборницы Закона, Наук и Искусств на троне.

Фальконе в то время было уже за 50, и получив приглашение возвести в России памятник Петру, он без колебаний согласился, не смутившись даже довольно скромным для такой работы гонораром (200 000 ливров, тогда как другие мастера просили в два раза больше). Работа над гипсовой моделью памятника в натуральную величину заняла у скульптора целых двенадцать лет. Фальконе стремился прежде всего передать «личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны … не трактуя ее ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - писал Фальконе.

Транспортировка «Гром-камня» - огромной гранитной глыбы весом около 1 600 тонн, ставшей постаментом памятника, до сих пор остается уникальной в мировой истории: это самый большой монолит из когда-либо перемещавшихся людьми.

Огромные сложности вызвала также отливка монумента: дело в том, что конная статуя имеет всего три точки опоры (третьей, помимо задних ног коня, стала очень кстати подвернувшаяся змея), и для сохранения равновесия всей конструкции передние стенки фигуры должны были иметь толщину не более 1 см (задние — гораздо толще). Долго не удавалось найти литейщика для этой сложнейшей работы, выписанный из Парижа специалист от нее отказался, назвав проект безумием, а его автора — помешанным. В итоге Фальконе сам взялся отлить свое детище, три года изучал все тонкости литейного дела и наконец, в 1774 году вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым приступил к воплощению своего замысла в металле. Первая попытка не удалась, верх статуи пришлось срубить и еще три года готовиться ко второй заливке; на этот раз все прошло гладко.

Надпись на постаменте «Петру I - Екатерина II» устанавливает между ними своего рода прямую преемственность. Для Екатерины, узурпировавшей российский трон после убийства своего мужа, законного самодержца, это по понятным причинам было важно. Надо сказать, что скульптор упрямо и последовательно отстаивал свое видение будущего монумента, не допуская вмешательства и поправок со стороны высокопоставленных вельмож и даже самой императрицы, чем, естественно, вызвал их нарастающее раздражение. В результате, не дождавшись открытия памятника, Фальконе вынужден был вернуться в Париж.


Архив  
 
 
Электронные книги




= Все электронные книги =