Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф




Рейтинг@Mail.ru

Новости

08.05.2015 Ежемесячный очный аукцион. Май 2015

Весна, полновластно вступившая в свои права в Санкт-Петербурге, уже совсем скоро сменится летом — сезоном, когда нумизматическая активность традиционно идет на убыль. Нумизматы торопятся поучаствовать в весенних продажах — и у них есть все основания для этого: ведь в число лотов очередного аукциона попали золотой червонец 1923 года, екатерининский рубль с инициалами медальера ТИ (кириллицей), «солнечник» Петра I и много других интересных и ценных монет.

«Солнечник», серебряный рубль Петра I, получил свое название от напоминающего солнце знака, расположенного в центре монограммы на оборотной стороне. Эта монета — предмет законной гордости любого уже владеющего ею нумизмата и желанное пополнение для любой коллекции.

Стоит отметить, что уже с 1724 года начинается выделка серебряной монеты в Санкт-Петербурге. Можно только предполагать, почему Я. Брюсу потребовалось пять лет на выполнение указания Петра от 1719 о переводе монетного дела в новую столицу.

Как бы там ни было, 21 апреля 1724 года Альберт Бер, минцмейстер нового «Коллежского» двора в Петербурге (помещение для него оборудуют во дворе Берг-коллегии), сообщает о начале монетного дела.

Выделяют четыре типа лицевой стороны по убранству правого плеча и расположению знака монетного двора. Разновидности оборотной стороны различаются расположением букв легенды против i.

Легенда лицевой стороны - «Петр I Император и Самодержец Всероссийский», оборотной - «Монета новая цена рубль» и дата арабскими цифрами. Проба — 729, вес 28, 44 грамма, гурт – шнур.


Еще один любопытный лот — серебряный рубль 1722 года с обозначением инициалов медальера (ТИ, Тимофей Иванов) русскими буквами.

Екатерина II, отменив удвоение медной стопы, сохраняет снижение серебряной. Указом от 30 марта 1764 года вводится 72/96 проба для разменной монеты.

Большая часть рублей Петра III прямо перечеканиваются в новые, хотя официально такого указания не было. Портрет «с шарфом на шее» един для Московского и Петербургского дворов, но петербургский орел отличается от московского. Портреты на московских рублях 1762 года и большинстве рублей 1768 года схожи с петербургскими. С 1768 года появляется новый московский тип.

Для портрета «без шарфа на шее» выделяют петербургский тип, московский тип, портрет «грубого чекана» и особый портрет 1773 года (TI).

На монетах «грубого чекана» как портрет, так и орел существенно отличаются от московских и петербургских типов. Несмотря на наличие знаков монетного двора, эти отличия, вместе с технологическими особенностями и гуртовым оформлением заставляют предположить, что их чеканка велась где-то в другом месте.

Монета с кириллическим обозначением инициалов медальера уже довольно давно известна нумизматам — в каталоге Ильина-Толстого она оценена в 5 рублей, а в каталоге Петрова — в 12 рублей. В Базовом каталоге «Конрос» ей присвоена степень редкости R2.

Лицевая сторона — портрет императрицы и надпись «Б М ЕКАТЕРИНА II IМП I САМОД ВСЕРОС», оборотная — двуглавый орел и надпись «МОНЕТА РУБЛЬ» и дата. Проба — 750, нормативный вес — 24 грамма, гурт — шнур.

 


Червонец 1923 года, знаменитый «Сеятель», был выпущен в оборот Советской властью в 1923 году, и использовался в основном в заграничных платежах (параллельно с царскими золотыми десятирублевками и пятирублевиками, которые вновь стали чеканить для тех же целей с 1924 года сохранившимися штемпелями).

 

За основу изображенного на монете крестьянина-сеятеля медальер Александр Васютинский взял эскиз, выполненный для одной из дореволюционных сельскохозяйственных выставок. Монета соответствовала стандартам золотой 10-рублевой монеты Николая II. Золотой червонец 1923 года широкого хождения внутри страны не имел. Однако в 1925 году западноевропейские государства в целях сохранения экономической блокады организовали так называемую «золотую блокаду СССР», которая исключала прием в качестве платежей золотого червонца 1923 года. В этой ситуации предназначенное для чеканки «Сеятеля» золото было пущено на чеканку золотых десятирублевиков и пятирублевиков Николая II, так как блокада на золотые монеты Российской империи не распространялась.

 

«Когда мы выпускали червонцы, мы дали задание чеканить золотые червонцы. Некоторые думали, что это делается для внешнего мира, что приятно иметь свою пролетарскую деньгу, на которой вместо изжитого лица Николая II – крестьянин, вместо короны – фабрика и плуг; это радует пролетарское сердце… Но основная цель этой меры другая: мы решили для себя, что если червонец бумажный поскользнется, мы объявляем: бумажный червонец обмениваем на золотой и этим мы поддерживаем реальную стоимость бумажного червонца. Мы тогда, выпуская червонец, веря в победу, заготовили на случай поражения золотой, ибо если хочешь, чтобы курс червонца был устойчив, имей золотой, чтобы в любое время можно было сказать – берем бумажные червонцы и даем золотые», - писал заместитель начальника Валютного управления Наркомата финансов И. О. Шлейфер.

В одной статье того времени о чеканке золотых червонцев говорилось следующее: «Монетный двор Рабоче-Крестьянского правительства начал чеканку золотых червонцев. Члены Союзного ЦИК на последней сессии видели эти червонцы, ярко горящие золотом, добытым могучими руками хозяев земли. Когда, наконец, в среде бесчисленной иностранной валюты появятся наши червонцы, то окончательно спутаются все карты врагов. На финансовом фронте зажглась заря новой жизни».

 

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ ЛОТЫ МАЙСКОГО АУКЦИОНА >>

 

 

Архив
 

Электронные книги