Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф




Рейтинг@Mail.ru

Статьи по нумизматике

15.10.2012 Перегравировка - или все-таки нет?

Монеты, имеющие какие-либо индивидуальные особенности по отношению к общей массе монет своего типа — это всегда интересно, здесь сразу же открывается широкое поле для в той или иной степени обоснованных предположений, объясняющих необычность данного конкретного изделия. Что стало причиной своеобразия по всем остальным признакам подлинного предмета - брак чеканки? позднейшая перерезка с неблаговидными целями? следы перечеканки? или же какие-то другие, менее очевидные факторы?



В качестве примера индивидуальных особенностей штемпеля обратимся к двум медным монетам императорского периода: 2 копейкам 1802 года и пятаку 1761 года с недавно прошедшего аукциона «Конрос».

Чеканка пятикопеечных монет данного типа (178 в Базовом каталоге) начинается в соответствии с указом от 14 января 1758 года. Пятаки чеканят по стопе 16 рублей из пуда, производство ведется на Красном, Екатеринбургском, Сестрорецком и Петербургском дворах. Примечательно, что штемпельный инструмент для новой серии монет готовится на Петербургском монетном дворе, хотя сам он, не имея полного цикла медного передела,  выпускает только двухкопеечники (и только перечеканкой).

Из доношения от 16 апреля 1757 года следует, что в Екатеринбург и Москву, вместе с сделанными в Петербурге образцами монет, должны были послать по одному маточнику для изготовления рабочих штемпелей. Из участвующих в медном переделе дворов только Красный двор в Москве метил свои пятаки знаком ММ, поэтому где именно отчеканены монеты, не имеющие знака монетного двора — в Екатеринбурге или в Сестрорецке — сегодня определить весьма проблематично.

Медный пятак 1761 года, ставший предметом нашего интереса, имеет отчетливые следы «нуля», проступающие из-под последней цифрой «1». Перерезка последней цифры на самой монете для каких-либо неблаговидных целей очень маловероятна, так как пятаки 1760 и 1761 года стоят одинаково. Штемпели лицевой и оборотной стороны монеты, а также гуртовое оформление не оставляют сомнений в ее производстве на одном из государственных монетных дворов несомненно подлинными штемпелями.

медный пятак 1761

Откуда же взялся остаточный «ноль» на аверсе пятака 1761 года? Объяснение, лежащее на поверхности — перегравировка штемпеля: у мастера имелся готовый штемпель  предыдущего, 1760 года, который и был таким образом «обновлен». Но здесь необходимо сказать несколько слов о специфике штемпельного производства этого периода.

Дело в том, что производство рабочих штемпелей на разных дворах не было раз и навсегда регламентированным процессом. Резчик монетного штемпеля выполнял свою работу так, как ему было сподручнее — в соответствии со своими привычками, уровнем квалификации, используя имеющийся в наличии инструмент. В ремесленных традициях XVIII века обычным делом было использование мастером собственной «снасти», естественно, что ее номенклатура и качество исполнения могли очень сильно варьироваться от двора к двору и от мастера к мастеру.

Это хорошо видно по применению литерных пунсонов, которыми добивали надписи и обозначения номиналов на монетах. Сплошь и рядом монеты одного типа (и даже одной разновидности внутри типа) имеют отличия в литерах надписей — очевидно, что часть из них набита пунсонами, часть вырезана вручную прямо на штемпельной заготовке, встречается и комбинация этих приемов — например, буква «А» часто набивалась пунсоном «Л» с последующей ручной доработкой перекладины и т.п. Вариативностью отличалось и расположение надписей и других элементов оформления на поле монеты: например, на рублях Анны Иоанновны 1740 года в надписи «САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОСИСКАЯ» ниже локона на портрете могут спускаться от 2 до 7 букв: диапазон от «ОСИСКАЯ» до «АЯ».

рубль 1740

Вероятно, делались попытки усилить единообразие в оформлении монет, и очевидный шаг на этом пути — нанесение предварительной разметки. Эта мера позволила бы упорядочить расположение элементов монетного оформления и избежать неприятных сюрпризов, с которыми в противном случае неизбежно сталкивались те мастера, чей глаз был хуже наметан, а рука не так тверда: один из резчиков, не уложившись в отведенное для надписи пространство, вынужден был срезать часть императорского бюста.

Вероятнее всего, остаточный «ноль», проступающий под «единицей» на пятаке 1761 года, и является следом сделанной в 1760 году разметки, которая наносилась на штемпель перед окончательной гравировкой даты. В пользу этого предположения и форма намеченного изображения — это именно окружность, а не овал «нуля», и очень тонкая линия самой окружности. Трудно сказать, на каком этапе штемпельного производства была нанесена разметка — возможно, она имелась уже на образцовой форме, с которой была переведена на маточник; возможно также, что разметку нанесли уже непосредственно на штемпельную заготовку — но в любом случае это не перегравировка штемпеля предыдущего года.

2 копейки 1802Еще одна любопытная монета, отражающая специфику российского штемпельного производства XVIII-XIX веков, — 2 копейки 1802 года со следами букв Е.М. под орлом (лот № 91 сентябрьского аукциона «Конрос»). Буквы сглажены и отчетливо видны только при изменении угла осмотра монеты. Их или пытались удалить, или, что более вероятно, они никогда и не были нанесены на поверхность штемпеля и являются просто следами разметки, которая наносилась на рабочий штемпель перед его окончательной доработкой. На медных монетах предыдущего царствования буквы двора на лицевой стороне монеты не ставились, ее занимал только вензель Павла I. Но Павел царствовал сравнительно недолго, а до него в течение нескольких десятилетий буквы монетного двора размещались как раз на лицевой стороне — вполне вероятно, что много лет работавший резчик просто поставил буквы монетного двора там, где привык - не под номиналом монеты, а под гербовым орлом.

 

1802 ЕМ




















 


Архив статей
Обсудить...

Электронные книги