Аукцион - в чем его смысл?
Вспомним классику: «Десять стульев из дворца, ореховые, эпохи Александра Второго... Восемьдесят рублей... Кто больше?... Сто двадцать рублей позади... Сто сорок пять в пятом ряду справа, раз. Зал потух. Слишком дорого... Два... Три... Но прежде чем черный лакированный молоточек ударился о фанерную кафедру, Остап повернулся, выбросил вверх руку и негромко сказал:
— Двести!».
Кто же не читал этих замечательных строк, не наслаждался экранным воплощением увлекательных торгов, не сопереживал вместе с Ипполитом Матвеевичем за их результат? Однако у многих людей представление об аукционе этим и ограничивается, так что полезно поговорить об этой форме торговли более подробно.
Заметим, в романе с молотка уходят не только «стулья из дворца», но и прочая «галиматья», за исключением «бюстика» Александра Третьего, по мнению аукциониста, ни на что не годного и потому снятого с торгов. Все правильно.
Аукцион, как таковой, предполагает обязательную продажу выставленной на торги вещи (теперь лота). Для обеспечения этого условия существуют простые и понятные правила. Во-первых, оценщик (теперь эксперт) определяет рыночную стоимость предмета (теперь эстимейт); во-вторых, назначает его начальную цену (теперь стартовую), причем, обязательно существенно ниже оценочной; в-третьих, устроитель обеспечивает максимальную публичность (теперь рекламный маркетинг) и проводит торги, победителем которых становится участник, предложивший наибольшую цену (теперь хаммер-прайс).
Не проданный (снятый с торгов) лот, как в случае с «бюстиком» из романа, это всегда ошибка: или со стороны эксперта, не правильно оценившего предмет, или со стороны устроителя, не сумевшего организовать торги как следует.
За свою жизнь мне довелось побывать на очень многих и очень разных аукционах, и в разных краях нашей страны, и за рубежом: на одних продавались подержанные автомобили, на других необходимое в производстве сырье, а в девяностые годы - акции промышленных предприятий... В каждом случае наблюдалась своя специфика, различались правила проведения, не всегда совпадала терминология, но рассказывать обо всех этих нюансах здесь вряд ли уместно - ведь нас интересуют аукционы коллекционные, то есть те, на которых выставляются монеты и боны, награды и знаки, марки, открытки и т. п.
Традиционный коллекционный аукцион наиболее близок к тому, описанному Ильфом и Петровым: та же заведомо низкая начальная цена и то же объявление победителя на счет три с ударом молотка. Правда, молотком теперь сучат редко - аукционист просто объявляет номер карточки зарегистрированного участника, но это мелочи. Принципиальное же отличие, незаметное с первого взгляда, состоит в другом. Напомним еще раз: «Десять стульев из дворца! - сказал вдруг аукционист. - Почему из дворца? - тихо ахнул Ипполит Матвеевич», видимо испугавшись, что это стулья не его тещи. Нет, стулья были теми самыми, просто устроитель стремился поднять интерес публики. Теперь такой фокус не проходит.
Устроитель коллекционного аукциона, если дорожит своим делом и именем, отвечает за правильную атрибуцию выставляемого предмета и гарантирует его подлинность. В случае ошибки он несет полную материальную ответственность. В современном мире засилия подделок это положение становится едва ли не определяющим.
Таким образом, аукцион становится важным инструментом развития коллекционного рынка: предмет публикуется в каталоге, то есть, становится доступным для изучения, получает свидетельство подлинности, а кроме того, и защиту от криминала, который на дух не переносит открытости.
Однако все это справедливо при условии добросовестности и надежности устроителя. Как и в любом деле, здесь надо опасаться мошенника. С развитием интернета все чаще появляются площадки якобы Аукционных домов, за которыми ничего не стоит. Решив принять участие в торгах, коллекционеру стоит ознакомиться с историей устроителя, выяснить, что он из себя представляет и чем располагает, по крайней мере, посмотреть - есть ли на сайте фамилии сотрудников.
Еще одно распространенное явление - когда под видом аукциона ведется обычная торговля. Способы могут быть различными. Самый безобидный состоит в назначении стартовой цены значительно выше среднерыночного уровня, что противоречит основному принципу аукционных торгов. В этом случае подавляющее большинство лотов либо снимается с торгов либо «продается» подставному участнику.
С точки зрения добросовестности намного более сомнителен второй способ. Стартовые цены здесь вполне привлекательны, как и положено, но вот устроителем установлены негласные «лимиты» - минимальные цены, по которым можно приобрести тот или иной лот на самом деле. До этой цены с коллекционером торгуется подставной участник.
Почему бы не назвать такие способы продаж по-другому, например: первый, где выставляются пусть даже по завышенной цене интересные предметы - выставкой-продажей коллекции, а второй, когда владелец предмета не желает отдавать его ниже установленного самим собой минимума - распродажей? Возможно, тогда мы избежим нередких случаев, когда к вам обращается молодой человек и показывает монету:
- Продаю за двести тысяч; купил ее на прошлом (таком-то) аукционе за триста, можете проверить.
Если кто не понял, поясню. Современный дилер приобрел монету, к примеру, за сто тысяч, потом «разогнал» ее на псевдо-аукционе до трехсот и теперь пытается продать за двести. Кто-то скажет: имеет право, ничего противозаконного здесь нет. Спорить не буду, но факт остается фактом - этим он подрывает доверие к аукционам в целом, отбивает охоту к коллекционированию и разрушает тот самый рынок, за счет которого существует.
Владимир Евгеньевич Семёнов