Гривеннику нового оформления, с портретом (выпуск 1741 года - Иоанн Антонович) на лицевой стороне и номиналом внутри картуша на оборотной, суждено стать основной разменной серебряной монетой вплоть до конца XVIII века. Гривенники всех предыдущих выпусков изымаются и переплавляются для тиснения новых портретных, проба которых понижается для покрытия издержек изготовления. Их производство организуется на свободных площадях медного отделения Красного двора в Москве.
К сентябрю 1741 года уже было готово 60 000 кружков под тиснение, но трудности с изготовлением штемпельного инструмента затягивают начало работ до ноября.
Когда было принято решение об изготовлении гривенников в Москве, оказалось, что Андриян Иванов и Михайло петухов «одержимы весьма тяжкими болезнями», а Осип Калашников «на дело тех гривенников штемпелей за мелкою работою, за старостию, и что глазами мало видит, исправно вырезать уже не может».
Тогда резать поручается Федору Нагибину, который никогда портретов не делал, а маточников для гривенников с собой не привез. После двух неудачных проб инструмент заказывают в Петербурге, и только после 4 ноября 1741 года присланными чеканами начинается тиснение гривенников.
После восшествия на российский престол Елизаветы Петровна указом от 31 декабря 1741 года хождение этих монет запрещается. По ведомости от 14 ноября 1746 года не изъятыми оставались 20 566 гривенников.
Лицевая сторона - портрет младенца-императора в лавровом венке и надпись: «Иоаннъ III б м iмп i самод всерос», оборотная — номинал (гривенникъ) в картуше под короной и дата. Проба - 750, нормативный вес — 2,59 грамма.