Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф




Рейтинг@Mail.ru

Новости

24.05.2011 Серебряные и золотые (для дворцового обихода) рубли Елизаветы

Императрица Елизавета в конце концов забраковала свой портрет на серебряном рубле, штемпели для которого изготовил швейцарец Жак Дасье:  императрица очень гордилась своим бюстом, чего мастер не учел. Один из серебряных рублей с портретом работы Дасье, которые все же успели отчеканить в 1757 году, был продан на майском аукционе "Конрос".

В 1756 году Петербургский Монетный двор пригласил к сотрудничеству одного из известнейших медальеров Европы, швейцарца Жака Антуана Дасье. Его вклад в развитие русского медальерного искусства весьма значителен: среди его работ — медаль в честь открытия университета, портрет императрицы Елизаветы на рублях и империалах 1757 года. Однако высокий художественный уровень не всегда гарантирует высочайшее одобрение: Елизавета, благосклонно утвердившая поначалу вырезанный Дасье собственный портрет, уже через три месяца приказала вернуться к предыдущей портретной версии работы шотландца Бенджамина Скотта.

Жак Антуан Дасье был потомственным медальером. Его дед Дамиано Дасье занимал должность главного гравера монетного двора в Женеве, его отец Жан после смерти Дамиано Дасье в 1719 году унаследовал его должность, став главным медальером женевского монетного двора. Медальеры из семьи Дасье в разное время работали над выпуском монет и медалей на монетных дворах Англии, Франции, Италии и России. Жак Антуан некоторое время работал с отцом на монетном дворе в лондонском Тауэре. К середине 50-х годов он уже был известен как великолепный мастер, слава о котором распространилась по многим странам Европы.

Двухлетний контракт, который заключило с ним руководство Петербургского монетного двора, помимо изготовления штемпелей предусматривал обучение российских учеников; в нем же специально оговаривалась, что в работе Дасье будет использовать высококачественную сталь из Англии и Германии. Дело в том, что изготовление одного из важнейших в монетном деле инструментов — маточника, предназначенного для перенесения изображения с формы на рабочий штемпель, целиком зависело от наличия подходящей стали, которую приходилось покупать за рубежом — отечественная металлургия обеспечить такую потребность в то время была не в состоянии.

В июле 1757 года Монетная канцелярия передает в Сенат пробный рубль, отчеканенный вырезанным Дасье штемпелем. После его одобрения Елизаветой, 7 августа следует указ о чеканке новым штемпелем рублевой монеты.

 

Однако уже 10 ноября 1757 года Елизавета дает указание «штемпель отставить, а вместо того вырезать ему и в сборе и в одежде против изображения, каковы рублевые тиснения 1755 года». 22 января 1758 года в Кабинет поступает новый образец рубля, выполненного вырезанным Дасье штемпелем. 7 октября этого же года императрица утверждает еще один представленный образец портрета для рублевой монеты. Новый портрет кажется более привлекательным, и именно он - с небольшими изменениями - сохраняется до конца царствования. Исследуя портретный ряд, можно обоснованно предположить, что штемпели этих рублей выполнены Тимофеем Ивановым переводом с новых форм работы Дасье. По всей видимости, швейцарский медальер обучал Иванова и представил его работы, как это и было оговорено контрактом.

Еще один рубль 1757 года, менее редкий, также проходил на майском аукционе. Портрет на его лицевой стороне выполнен Бенджамином Скоттом, орел на оборотной стороне - работы Жака Дасье.

 

Скотт работает в Москве с 1748 года, после окончания реконструкции Петербургского монетного двора, ставшего центром монетного производства, перебирается в Петербург вместе с учениками Иваном Кудрявцевым и Самойлой Юдиным. Тогда же он получает в обучение Тимофея Иванова, ставшего впоследствии выдающимся русским медальером.

Нельзя также обойти вниманием 2 золотых рубля 1756 года, выпущенных при Елизавете Петровне «для дворцового обихода».

Золотой двухрублевик, рубль и полтина были в 1756 году добавлены к введенным указом 1755 года золотым монетам достоинством пять и десять рублей. Их чеканка ведется обоими дворами — Петербургским и Московским, монеты печатаются из золота 88/96 пробы. В надписи оборотной стороны присутствует слово «имперская», поэтому 10-рублевые монеты стали называть «империалами», а 5-рублевые — полуимпериалами.

В обзоре мероприятий по монетному делу за время царствования Елизаветы, сделанном М.Г.Деммени, содержатся сведения о том, что в этот период было отчеканено и выпущено в обращение серебряной монеты на 32,4 млн. руб. и золотой - на 1,8 млн. рублей. Касаясь золотой монеты, Деммени сообщает, что «последняя, по свидетельству современников, стоявших во главе монетного управления, в коммерции не употреблялась. Она чеканилась в ограниченном количестве для нужд двора и в народном обращении была мало распространена». Самые неотложные нужды елизаветинского двора того времени — уплата карточного проигрыша, для которого золотые монеты достоинством в 50 копеек, 1, 2, 5 и 10 рублей действительно подходили как нельзя лучше.

 

Новый золотой рубль весил 1,6 грамма, в то время как стандартный серебряный рублевик - 28 граммов, так что, скажем, золотые империалы на сумму в 100 рублей весили 165 граммов, а та же сумма серебром потянула бы почти на три килограмма. Еще одной не менее важной нуждой двора в золотой монете являлась дача взяток и расчеты при других неблаговидных сделках.

Существовал проект золотой монеты 20-рублевого номинала, однако высочайшего утверждения он не получил. Интересно отметить, что эта пробная монета, отчеканенная в 1755 году, на сегодня является одной из самых дорогих в истории российской нумизматики: на лондонском аукционе 2008 года она была продана за 1 млн 550 тысяч фунтов (1.782.500 фунтов с учетом комиссионных, или около $2,9 млн). На аверсе монеты портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Скотта. На реверсе пять картушей с гербами, которые расположены крестообразно: московский, казанский, сибирский, астраханский, с российским в центре. Цифры года выпуска находятся в углах креста.

Проданный экземпляр происходит из коллекции великого князя Георгия Михайловича, второй известный на сегодня экземпляр хранится в собрании Государственного Эрмитажа.

  

 

 

 

Архив
Обсудить...

Электронные книги