Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф








Рейтинг@Mail.ru

Как упорядочить информацию о монетах

Чем удобен Базовый каталог «Монеты России 1700-1917 годов»

В свое время книга «Система природы» шведского врача и натуралиста Карла Линнея стала вехой в развитии науки, заложив основу систематического метода, согласно которому каждое животное, растение или минерал получали характеристику при помощи системы иерархически вложенных друг в друга категорий царства, отряда, рода и вида. Этот подход оказался необычайно плодотворным: теперь уже невозможно было посчитать, скажем, акулу и дельфина родственными видами только на том основании, что оба живут в воде и имеют сходные формы тела. Еще более важной оказалась возможность, столкнувшись с неизвестным науке творением природы, отнести его (в соответствии с определенными ключевыми признаками) к определенному роду и виду. Какая связь между классификацией животных и растений и нумизматикой? Связь есть. Дело в том, что за свою историю человечество успело начеканить (и активно продолжает чеканить) уйму монет: разобраться в этом изобилии без системного подхода было бы попросту невозможно.


ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ?

По каким признакам можно разделить монеты? По территориальному, по периоду пребывания у власти того или иного правителя, по монетным металлам, по годам и номиналам, наконец. Последние два признака легли в основу «Корпуса русских монет» - фундаментального труда, включившего в себя не только качественные изображения и описания монет всех царствований XVIII-XIX веков, но также и огромное количество архивных документов по монетному делу этого периода. Двенадцать томов «Корпуса» выходили в свет с 1888 по 1914 год благодаря коллективным усилиям исследователей-нумизматов, сплотившихся вокруг страстного собирателя — Великого князя Георгия Михайловича Романова. Среди них надо в первую очередь назвать Христиана Христиановича Гиля, который по праву может считаться родоначальником научной систематизации российских монет. Также необходимо назвать Ивана Ивановича Толстого, Алексея Алексеевича Ильина и Михаила Гуговича Деммени; эти авторы на основе «Корпуса» выпустили целый ряд справочных пособий для коллекционеров — любителей отечественной истории. В 1904 году Х.Х. Гиль совместно с А.А. Ильиным выпускают практическое руководство «Русские монеты, чеканенные с 1801-1904 гг.». Уже после смерти Х.Х. Гиля в 1910 году А.А. Ильин совместно с графом И. И. Толстым издают его продолжение, включающее монеты 1725 годов. В 1918 году А.А. Ильин дополняет предыдущие выпуски изданием справочного руководства по медным монетам Петра I 1700-1725 годов. Эти работы представляют огромную научную ценность и остаются основой и для современных составителей каталогов (здесь можно выделить труды Б.С. Юсупова, В.В. Биткина и М.Е. Дьякова, каждый из которых вводит некоторое количество дополнительного материала, а также работы В.В. Узденикова).

базовый каталог

Кроме года и номинала, объективными признаками идентификации монет 1700-1917 годов, полностью или частично присутствующими на исследуемых предметах, являются:

  • металл изготовления
  • знак монетного двора
  • знак минцмейстера (лицо, ответственное за выпуск)
  • знак гравера
  • особенности изображения
  • написание легенды
  • гуртовое оформление

Как показал многолетний опыт, выстроить перечисленные признаки в иерархическую структуру таким образом, чтобы получалась цельная система, способная выявлять и включать в себя новые поштемпельные разновидности, — невозможно. Причина состоит в том, что для разных периодов определяющее значение могут иметь то одни признаки, то другие. Монеты, изготовленные одним и тем же штемпелем лицевой стороны, попадают в разные группы, в зависимости от их сочетания со штемпелями оборотной.

Существующие каталоги, издаваемые с середины XIX века по настоящее время, строятся по принципам:

  • царствование — металл — год выпуска — номинал — двор - …
  • царствование — металл — номинал — год выпуска — двор - …
  • царствование — двор - металл — номинал — год выпуска - …
  • раздел — металл — год выпуска — номинал — двор - …

В результате монеты, родственные единым или схожим штемпельным рядом, попадают в разные разделы каталогов, что нарушает их систематизацию и затрудняет исследование.

За несколько веков монетного производства в России случалось, что за один год при одном правителе монеты одного и того же номинала несколько раз претерпевали коренные изменения, касавшиеся их внешнего оформления, пробы монетного металла, веса и т.д. Бывало и наоборот — один и тот же штемпель использовался не только несколько лет в царствование одного правителя, но и при его преемнике; бывало также, что обновленный штемпель лицевой стороны сочетался со штемпелем оборотной, перешедшим с предыдущего правления; бывало, что штемпель некоторое время не использовался, а затем вновь задействовался в монетном производстве.

Одним словом, принцип «номинал/год» оказался недостаточным для корректного описания всей массы нумизматического материала, дошедшего до нас.

МОНЕТНЫЙ ТИП

В.Е. Семенов в Базовом каталоге «Монеты России 1700-1917 годов» вводит понятие «монетный тип» - совокупность наиболее существенных признаков, выделяющих монету из ряда ей подобных. Внутри типа более мелкие отличия позволяют выделять монетные разновидности (своего рода подгруппы), еще более низким уровнем в классификационной иерархии являются индивидуальные штемпельные различия.

Отличительные признаки монетных типов в Базовом каталоге частично основаны на отличиях, предложенных еще Х. Х. Гилем, однако автор существенно расширяет их количество и дает новое направление для поиска.

В каталоге приведено более трех тысяч оригинальных изображений монет, каталог снабжен большим количеством справочной информации и имеет электронное приложение, включающее более полумиллиона изображений монет и открытое для свободного доступа в интернете. Он является основой для регулярно обновляемых справочников-ценников, позволяющих быстро определить текущий порядок цен на ту или иную монету в зависимости от ее сохранности.

Помимо описаний и изображений монет, в Базовом каталоге указана степень их редкости, что (наряду с сохранностью) очень сильно влияет на интерес нумизматов к конкретному коллекционному предмету и на его стоимость на нумизматическом рынке. Обычные монеты, выпущенные большими партиями и дошедшие до нас в относительно большом количестве, в каталоге специально не оговариваются. Редкие монеты разделяются на 5 категорий: R1 - не совсем обычная монета; R2 - редкая монета; R3 - очень редкая монета; R4 - чрезвычайно редкая монета; R5 - исключительно редкая монета; Un - монета существует в единственном экземпляре.

Очень большую роль играет востребованность, «раскрученность» монеты. Монета может быть уникальной и существовать в единственном экземпляре, но получит в Базовом каталоге обозначение R2 или даже R1 просто потому, что о ней мало кто знает. Напротив, рублей императора Петра II 1728 года с написанием ПЕРТ вместо ПЕТР на лицевой стороне (ошибка резчика монетного штемпеля) - тысячи, это одна из самых распространенных разновидностей в своем типе, и тем не менее он получил оценку редкости R3, так как монета очень популярная и многие хотели бы включить ее в свое собрание. Таким образом, напрямую редкость монеты с количеством известных экземпляров может быть не связана.

Каталог открывается кратким историческим обзором, дающим общее представление о ходе монетного дела в Российской империи — о создании, расцвете и упадке монетных дворов, о деятельности медальеров и резчиков монетных штемпелей, об эволюции технологий монетного производства и специфике технологических процессов, об административных и финансовых нюансах монетного дела. Помимо монет регулярного выпуска, в каталог включены памятные и подарочные монеты разных периодов, пробные и новодельные монеты, а также многочисленные региональные выпуски монет для Речи Посполитой, Пруссии, Молдавии и Валахии, Грузии, Финляндии и т.д. Также в каталог включено краткое описание монетных типов (внутри которых монеты располагаются по годам выпуска, монетным дворам и знакам минцмейстера).

Каталог логичен и удобен в использовании, но, конечно, главное его достоинство — это сам ключевой принцип выделения формообразующих признаков, позволяющий упорядочить все монетное многообразие. Какие же признаки следует считать формообразующими, а какие — менее существенными индивидуальными различиями?

СТРЕМЛЕНИЕ К УПОРЯДОЧЕННОСТИ

Подсказкой здесь будет само слово «формообразующий»: в подавляющем большинстве случаев «формообразующий признак» — это признак, перешедший с формы, то есть образцового штемпеля, на маточник, а с него — на рабочий штемпель. Индивидуальные же особенности появлялись чаще всего на стадии доработки резчиком конкретного штемпеля.

С начала XVIII века на монетных дворах Москвы и Санкт-Петербурга использовалась технологическая последовательность форма-маточник-рабочий штемпель. Медальер — обычно высококлассный художник, часто иностранец — вырезал наиболее сложную и ответственную часть изображения (портрет императора, гербового орла) на исходном образце, форме, получая вогнутое изображение на мягком, отпущенном металле штемпельной болванки. Его закаляли и сильным ударом переводили изображение на маточник (в европейской традиции — контр-пунсон), получая выпуклое изображение. Затем с этого маточника изображение переводили на мягкую болванку рабочего штемпеля. Дальше к делу приступал резчик рабочего штемпеля. Специальными инструментами он дорабатывал портрет — чистил, углублял, дорезал до большей отчетливости и т.д. (при этом изображение, разумеется, несколько менялось), особыми цифирными и литерными пунсонами набивал год выпуска, знаки двора, буквы монетной легенды и т.д. После этого рабочий штемпель (изображение на нем вновь вогнутое) закаляли. Бывали, правда, периоды, когда эта технологическая последовательность (форма - маточник - рабочий штемпель) не соблюдалась - как правило, из-за отсутствия высококачественной импортной стали. Тогда каждый резчик резал весь штемпель сам, как умел — это очень хорошо видно на сотнях разных портретов императрицы Анны Иоанновны. Таким образом, основные, формообразующие особенности конкретного монетного штемпеля (в первую очередь это относится, конечно, к портрету царствующего императора или императрицы) возникали именно на стадии создания образцового штемпеля (формы).

Именно эти особенности в первую очередь учитывались при создании Базового каталога «Монеты России 1700-1917 годов», и именно такой подход позволил на качественно новом уровне упорядочить монетный материал. Вспомним шведского натуралиста Линнея, о котором шла речь в начале статьи. Выделив ключевые для живого существа признаки (способ размножения у растений, постоянная или зависящая от среды температура тела у животного и т.д.), естествоиспытатель смог выстроить стройную иерархию творений природы. Опираясь на формообразующие признаки, Базовый каталог дает возможность получить стройную систему монетных типов и их разновидностей, позволяющую не только структурировать уже известные монеты, но и правильно атрибутировать те монеты, которые раньше не попадали в поле зрения нумизматов. Надо сказать, что это происходит постоянно — каждое новое издание Базового каталога «Конрос» (нынешняя редакция является уже тринадцатой по счету) пополняется сотнями новых описаний и изображений монет, прошедших на российских и зарубежных аукционах. Базовый каталог не является раз и навсегда завершенным и застывшим в развитии объектом, работа над ним постоянно продолжается. Появление новых архивных данных и специализированных нумизматических исследований вносит порой свои коррективы, не меняя основного принципа структуры каталога, что делает Базовый каталог одним из самых авторитетных и популярных изданий, посвященных монетам императорского периода России.

А. Валл

Золотой червонец №1 (30) март 2015

Электронные книги