Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф




Рейтинг@Mail.ru

Музей истории денежного обращения

В основе любого музея лежит частная коллекция, интерес человека, выбравшего и сгруппировавшего конкретные вещи. Конечно, не всегда из обыденного, свойственного многим людям, собирательства вырастает настоящая коллекция. Коллекционер не просто собирает предметы.

Его захватывает исследовательский интерес: кто и когда это создал, как и почему использовал. Открытия, сделанные при таком подходе, не только обогащают человека всё новыми знаниями, но и позволяют в каждом предмете почувствовать его духовно-историческую составляющую. Начиная собирать «всё подряд», новичок быстро понимает, что невозможно «объять необъятное», и постепенно выбирает тему сообразно своим интересам.


О нумизматике и особенностях Музея истории денежного обращения рассказывает Владимир Евгеньевич Семёнов, организатор Музея истории денежного обращения.

- Владимир Евгеньевич, в чём отличие работы частного музея от музея государственного?

- В государственных музеях - строгие формализующие рамки. Часто до экспонатов, хранящихся в фондах, простой публике и не добраться, лишь хранители коллекции и научные работники могут их изучать. В частном музее всё проще и понятнее. Даже билетики приобретать не надо – музей бесплатный. Любой, интересующийся темой, может прийти и познакомиться с нашей коллекцией. Цель музея не заработать денег на посетителях, а пробудить интерес людей к собственной истории и культуре. Нести «культуру в массы». Поделиться знаниями и открытиями с единомышленниками, узнать от них что-то новое. Вот это общение и есть наша цель. А потому у нас можно брать монеты в руки, рассматривать их через увеличительное стекло, слушать их звон, ощущать вес, и таким образом приобщаться ко Времени. Ведь эти предметы неслучайно называют артефактами, они передают нам дух прежних исторических эпох. Вот Екатерина Первая, вот Пётр Первый… Исторические персонажи предстают перед нами совсем в ином свете, когда мы считываем культурную информацию, держа в руках монеты, отчеканенные в их времена.

- А как пополняются фонды? Ведётся ли какая-то исследовательская работа?

- Конечно. Недавно закончили большой труд – «Монетное дело Российской империи». Многое из результатов изучения представлено в статьях на веб-портале аукционного дома «Конрос». Но, самое главное, теперь есть электронная научная база данных. Все новые позиции также обрабатываются аналитически и пополняют Базовый каталог, который периодически переиздаётся в бумажном виде. Базовый каталог уникален по количеству выделенных монетных разновидностей. Он дает систематическую классификацию всех известных монет императорского периода, а также позволяет атрибутировать ранее неизвестные монеты. Регулярно переиздающиеся различные справочники-ценники дают возможность коллекционерам быстро определить актуальную стоимость монет в зависимости от их сохранности. Во многом, это возможно благодаря нашим регулярным аукционам.

Коммерческая составляющая аукциона – не торговля. Мы лишь оказываем услуги коллекционерам, которые выставляют лоты. Печатаем каталоги, рассылаем оповещения, обрабатываем, проводим экспертизу, атрибутируем предметы. Всё открыто, понятно и честно.

- Есть ли в вашей работе ощутимые трудности, проблемы и с чем они связаны?

- Основной проблемой является обилие поддельных монет. В последние годы рост спроса при относительно неизменном предложении привел к существенному повышению цен на коллекционные монеты. Это подстегнуло нечистых на руку людей к более активному изготовлению подделок с привлечением гораздо более совершенных и затратных технологий. Основным барьером на пути поддельщиков является экспертиза. Качество экспертной оценки обеспечивается опытом и добросовестностью сотрудников. Подлинность предметов должна гарантироваться правилами и материальной ответственностью устроителя аукциона. А обладание подделкой убивает саму идею коллекционирования. Хотя подделка подделке рознь. В нумизматике различают фальшивые, поддельные, новодельные монеты и монеты-копии. В нашем музее целая витрина посвящена поддельным монетам, с указанием способов их изготовления (литье под давлением, штамповка вновь изготовленными штемпелями, гальванокопия). Только что нами выпущена книга «Подделки российских монет», рассказывающая об их разновидностях, способах изготовления и методах выявления.

- А туристам интересно было бы посетить нумизматический аукцион?

- Аукцион – это не шоу и не распродажа в супермаркете. Есть определённые рамки специальности, требуется понимание темы, предмета торговли. Ведь кто-то заканчивает коллекционировать, кто-то начинает, кто-то переходит на другие темы. Аукционные продажи – самое эффективное пополнение коллекции потому, что каждый лот просмотрен экспертом на предмет его подлинности. Если что-то не то обнаружится, то всегда есть куда обратиться. А вот если иностранцы приехали посмотреть Россию, приобщение к нашей истории через нумизматику может стать весьма познавательным. В любом случае, на аукционе нужно опираться на собственный опыт, здравый смысл и ориентироваться в теме.

- Какие возможности открывает нумизматика как исторический источник?

- По-новому освещает некоторые исторические периоды, даёт более чёткое представление о ходе событий. Нумизматика изучает и процессы изготовления, и то, где, кто руководил организацией и процессом изготовления, почему «там» не получалось, а «здесь» получилось, в силу каких обстоятельств были изготовлены те или иные монеты. Например, принято считать, что Пётр I в 1700-1704 годах провёл денежную реформу, и с этого времени монета стала средством товарооборота, дав толчок ряду экономических изменений. Нумизматическая аналитика позволяет уточнить ход монетной реформы, увидеть, что она началась лишь после возвращения царя из второго заграничного путешествия (1716-1717 гг.). Первые попытки введения серебряной монеты 1700-1704 годов оказались неудачными и практически не оказали влияния на денежное обращение того времени. Действительно радикальными переменами ознаменован 1718 год, когда указом от 14 февраля дальнейшая выделка серебряной проволочной копейки была запрещена, и новые монеты велено было принимать «с прежними монетами и мелкими серебряными и медными копейками заедино без всякого прекословия».

Эти выводы соотносятся и с общеисторическим контекстом: первое десятилетие XVIII века Петру I было не до внутренних реформ. Лишь после окончания в 1715-1716 гг. в активной фазы Северной войны, официально завершившейся в 1721 году, он обратил свои взоры на реформы в России.


- Владимир Евгеньевич, а почему Вы выбрали именно монеты?

- Это увлечение - с детства. Я собирал всё: этикетки, значки, фантики, а в 1961 году нашёл екатерининский пятак. Не бог весть какая редкость, ему у коллекционеров сейчас красная цена 100 рублей. Но для меня, пацана, это было такое сокровище… Я его под подушкой хранил. Стал расспрашивать родителей. Мама – учительница, отец - офицер. Их ответы буквально погрузили меня в то время: 1771 год, обозначенный на монете, – Пугачёвский бунт, так живо отписанный А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке». И обыденное «орёл-решка», тут же наполнилось глубинным смыслом. Почему «решка»? Да вот же она, «решётка» на пятаке – это вензель той самой Екатерины II, во времена царствования которой и было восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Тогда я свою шикарную коллекцию спичечных этикеток, хоть и жалко было, поменял в пользу монет. Монеты наглядно отражают больше аспектов истории, технологии, политики, денежного обращения, экономики, финансов, медальерного искусства и т.д.

- Деньги – это и всеобщий эквивалент стоимости, и в то же время артефакты ушедших эпох. Как их правильно коллекционировать?

- Надо понимать, что само название «деньги» очень общее, имеет тюркские корни, зародилось ещё в домонетный период. Первыми деньгами были скот, раковины, шкурки пушных зверей, полотна льна, соль и т.д. А вот товарно-денежные отношения возникают с возникновением монеты как всеобщего эквивалента. Монета – слиток металла определённого веса, по определённой внутренней стоимости, запечатанный в определенную форму. Монеты были прочными, не портились в дороге и позволяли расплачиваться поштучно (отсчитывать, а не взвешивать их). Самым продолжительным в развитии денег был этап закрепления за золотом роли всеобщего эквивалента. Когда монета была из ценного металла (в России серебряный рубль был основой всей системы), она «тянула» за собой и экономику, и культуру, и т.д. Поэтому в нумизматике это самый интересный для изучения период. Затем перешли к бумажным (кредитным) деньгам, и монета потеряла свою роль, а сегодня наличные деньги постепенно вытесняются из оборота электронными платежами.

- А как Вы относитесь к появившимся сегодня массовым сериям всевозможных детских изданий. Среди них есть и «Монеты и банкноты».

- Живой интерес части людей к собирательству – необходимый фактор для передачи культуры в обществе. Государству надо поддерживать культуру для того, чтобы была здорова. Но нехорошо, когда идея нормального собирательства эксплуатируется, подменяется вот этим «Давай, собирай! А вот ещё какие фигурки вышли!.. А вот ещё!..». В подобных популяризациях коммерция всегда впереди. И тот, кто собирает эти выпуски, имеет мало шансов вырасти в культурно-нравственном отношении. Впрочем, и здесь есть небольшая вероятность «перепрыгнуть» к серьёзным вещам, научиться определять, что никогда не станет культурной ценностью, а что будет всегда. В советский период только ленивый не собирал юбилейные рубли. Теперь эти 72 монеты стоят около 10 долларов (а тогда по номиналу были половиной месячной зарплаты), так как за собой «ничего не тянут».


А. Валл

Мир экскурсий №1 (17)/2012

Электронные книги