Сайты

группа компаний
КОНРОС

Аукционный дом

центральный сайт
КОНРОС.рф




Рейтинг@Mail.ru

Статьи по нумизматике

12.04.2019 Как различить коллекционера?

Как различить коллекционера?

В моем коммунальном детстве все друзья что-нибудь собирали. Помню свою коллекцию оловянных солдатиков, расставленных на полках тумбочки, там же лежали самодельный альбом для марок и жестяная коробка под спичечные этикетки. Мы выпрашивали у взрослых открытки и конверты от писем, выискивали на задворках выброшенные папиросные и спичечные коробки, а иногда попадались даже старые деньги.

Место, где их можно было отыскать, называлось «Екатерина» - так окрестили развалины огромной казармы аракчеевских времен, три корпуса которой соединялись одним переходом в букву Е.
В полуразрушенной кирпичной кладке обширных сводчатых подвалов находились щели с упрятанными туда бумажными деньгами - нехитрые солдатские тайнички, почему-то оставленные хозяевами. Керенок и николаевских бумажек, от рубля до десяти, у нас в военном городке под Новгородом было навалом, и поменять их на что-то более нужное удавалось с трудом.

Денежная реформа шестьдесят первого года пришлась на мой первый класс. Старые потрепанные рубли менялись на новенькие хрустящие, непривычно маленькие, а тусклые потертые копейки на блестящие, такого же размера, но в десять раз дороже. Как гоголевский Плюшкин, я сохранил вышедшие из употребления монетки разных достоинств, потом заметил, что на них еще и разные даты, и стал подбирать по годам. Вдобавок, некоторые из новых школьных друзей приехали из соцстран, где раньше служили их папы, и ко мне попали легкие алюминиевые кружочки с гербами Польши и Чехословакии, ГДР и Венгрии. Монеты скоро вытеснили марки и этикетки, даже оловянных солдатиков, и постепенно я обменял на них все свои разношерстные подборки. В коллекции появились полтинники первых лет советской власти с рабочим и крестьянином (их можно было получить на сдачу), потом такие же по размеру, но с портретом последнего царя, тяжелая старинная медь...

Монеты открывали мир, давали возможность соприкоснуться с другими странами и почувствовать дух старины. Огромный екатериновский пятак с датой 17 - 71 по бокам разукрашенного вензеля я укладывал под подушку, и, засыпая, представлял, как отдает его трактирщику Петя Гринев из пушкинской «Капитанской дочки», а может быть, бросает на стол постоялого двора сам Емельян Пугачев!

В старших классах увлеченных коллекционеров в нашей школе почти не осталось - ребят по большей части привлекали записи битлов и блатняк под гитару, а если кто-то что и собирал, то недавно появившиеся юбилейные рубли в память Победы, Революции, Ленина... Обидно. Узнаешь, что новый приятель тоже собирает монеты, только обрадуешься, а говорить с ним особо не о чем, да и не интересно: сам предмет его занимает мало, главное - «заткнуть дырку» в альбоме. Жаль, оказался просто собирателем.

Коллекционер - явление намного более редкое. Он может иметь совсем скромную коллекцию, но каждая его монетка «вынянчена» как любимое дитя: многократно скрупулезно осмотрена и дотошно обследована всеми доступными способами. По ходу он узнает много нового и делает открытия, зачастую ошибочные, иногда вызывающие улыбку, но случается, что после долгих настойчивых поисков получает заслуженное вознаграждение - драгоценную крупицу истины, и тогда радость от находки окупает все затраченные усилия.

И еще одно. Коллекционер, в отличие от собирателя (которому достаточно выучить и запомнить степень редкости), по мере углубления в любимую тему приобретает способность, называемую «чувством предмета». Благодаря ей после многолетнего опыта он сумеет оценить значимость и ценность этого самого предмета даже интуитивно, то есть, на уровне подсознания.

В начале уже этого тысячелетия мне довелось ознакомиться с несколькими находящимися в США крупными коллекциями русских монет. Сходство между ними сразу бросалось в глаза: каждая состояла из предметов выдающихся по сохранности и редкости, но подобраны они были без какой-либо системы. Их владельцы, американские бизнесмены, без особого интереса слушали мои «занимательные истории» связанные с обращением этих монет, зато с воодушевлением показывали их «личные дела» - историю аукционных проходов каждого предмета -  и на этой основе выводили его нынешнюю стоимость. Главным образом владельца интересовало то, во что монета ему обошлась и сколько стоит сегодня.

Собирательство такого рода приобретает все более широкий размах и у нас. Для себя я называю приверженцев такой «системы» инвесторами.

За рамками предложенной классификации у нас остался целый ряд деятелей, причем, наиболее активных участников коллекционного рынка. Что ж, там, где имеются спрос и предложение, всегда появляются посредники со своими услугами. Когда-то их называли торговцами, в советское время - спекулянтами, сейчас - дилерами. Сами они, как правило, называют себя коллекционерами, но можно ли с этим согласиться? Думается, не всегда. Среди профессиональных перекупщиков есть и такие, кто имеет собственную коллекцию, хотя по большей части дилеры руководствуются правилом: «Моя коллекция - это запас пока еще не проданных монет». Успешный торговец обладает зорким глазом, прекрасной памятью сложившихся рыночных цен, тонким чутьем возможной наживы и интуитивным знанием человеческой психологии.

Отметим, что дилер всегда заботится о собственном авторитете в глазах клиента и его рассказы о личном нумизматическом опыте и достижениях (включая уникальную коллекцию) зачастую изрядно приукрашены. Не будем его за это строго судить, хотя чувство меры здесь все же желательно.

Итак: коллекционер, собиратель, инвестор, дилер. Как уже говорилось, деление чисто условное, в жизни каждого из нас в той или иной степени присутствует все из перечисленного. В самом деле, какой же увлеченный коллекционер не желает собрать, например, полную подборку памятных рублей, и хоть иногда не задумывается о стоимости своей коллекции; в то же время, самый прагматичный инвестор, выкладывая денежки, желает знать, за что платит, и волей-неволей получает частицу исторического или иного знания.

И все же, приоритеты у каждого свои, и по их расстановке в общем-то не сложно определить склонность нумизмата к тому или иному из предложенных типажей.

Если кто-то из коллекционеров обиделся, признав, что он всего лишь собиратель или инвестор, то совершенно напрасно. Здесь нет ничего уничижительного: личность многогранна и отношение к коллекционированию только одна из ее граней. Интересы человека могут быть самыми разными, включать в себя любые отрасли знаний или, например, находиться в области искусства; главное - чтобы они его увлекали и захватывали душу.

Что же касается дилера, то главное его качество - это даже не глубокое понимание предмета, а прежде всего порядочность и добросовестность. Хотелось бы, чтобы профессиональный торговец не «впаривал» свой товар втридорога, теряя тем самым клиента и отбивая у него страсть к коллекционированию, а боролся за него, дорожил его интересами, ставя их выше сиюминутной выгоды. Надо все же заботиться о развитии коллекционного рынка, думать о собственном будущем, а не «рубить сук, на котором сидишь».

Владимир Евгеньевич Семёнов


Архив статей
 

Электронные книги